В предверии 120-летия первого в России специализированного журнала по молочному делу, нельзя не вспомнить добрым словом Николая Васильевича ВЕРЕЩАГИНА, без усилий которого, возможно, не было бы в стране (или по крайней мере было бы гораздо позже) ни этого издания, ни самой молочной промышленности. Недаром на Всероссийском съезде по молочному хозяйству в 1899 г. его назвали «отцом русского молочного дела».
Признавая его выдающуюся роль в создании и развитии отечественной промышленной переработки молока, журнал «Молочное хозяйство» (ныне «Молочная промышленность») в первом своем номере от 3 марта 1902 г. в редакционной статье, открывающей его, писал: «С легкой руки Н.В. Верещагина русское молочное хозяйство сделало в короткое время быстрые успехи и покрыло сетью маслоделен и сыроделен громадный район на севере и западе Европейской России, а также Сибирь, Кавказ и многие отдельные местности центральной и южной России.
В настоящее время в России насчитывается более 500 сыроварен и до 4000 маслоделен. Продукты этих заведений, помимо гужевого подвоза, перевозятся по железным дорогам в количестве более 6 млн. пудов в год. Вывоз за границу превышает 2 млн. пудов на сумму до 25 млн. рублей.
На внутренних рынках, вместо прежнего «чухонского» масла, появилось прекрасное столовое — сладкое и соленое сливочное из сырых или подогретых сливок. В крупных городах возникло немало образцовых ферм, снабжающих жителей свежим молоком, маслом и всевозможными сортами мягких и твердых сыров из имений за много верст от города, с доставкой их в специальных вагонах-ледниках. Русское масло за границей быстро завоевало себе хорошее имя, вступив в конкуренцию со многими продуктами из других стран».
С такими весомыми показателями пришла российская молочная промышленность к началу XX века. Они покажутся нам еще более впечатляющими, если вспомнить, что первая в России артельная сыроварня была открыта Верещагиным в 1866 г., т.е. всего за 35 лет промышленное производство молочных продуктов сделало огромный скачок.
А начиналась эта подвижническая деятельность Н. В. Верещагина в далекие 60-е годы XIX столетия, когда бывший военно-морской офицер, выйдя в отставку, решил заняться в своем имении молочным делом. Будучи человеком основательным, он отправляется в Европу, чтобы познакомиться с постановкой этого дела в передовых в данной области странах— Голландии, Швейцарии и др. Показательно в этом плане письмо его младшего брата Василия Верещагина, ставшего впоследствии знаменитым художником. «В Женеве был я у брата Николая, — пишет он отцу в 1864 г. — Большое и полезное дело он затевает, отец. Подбрось ему деньжонок, да побольше, если можешь. Ты уж лучше мне не посылай, я перебьюсь как-нибудь. А Кольке (было ему в то время 25 лет. — Ред.) не жалей, окупится на общественном деле. Послушал я его и теперь вижу, что он как зачинатель сыроделия в России сделает великое дело!»
Практическое воплощение своих грандиозных планов Николай начал организацией в селе Отроковичи Тверской губернии первой в стране крестьянской сыроварни, открытой 19 марта 1866 г. А уже в следующем году в Тверской губернии заработали еще четыре артели по переработке молока (кстати, в большинстве стран Европы кооперативные молочные хозяйства возникли гораздо позже).
К 1870 г. Из созданных в Тверской губернии 28 молочных заводов 11 были артельными. По инициативе Н.В. Верещагина молочное производство на кооперативных началах было организовано также в Вологодской, Вятской, Новгородской губерниях и других регионах России. Также активное развитие молочного дело быстро выявило недостаток квалифицированных кадров и в июне 1871 в селе Едимоново Тверской губернии при непосредственном участии Николая Васильевича была открыта первая в России школа молочного хозяйства. Под его руководством школа за 30 лет существования подготовила 1200 мастеров молочного дела. Обучение в школе велось на самом современном уровне. Свободно владея немецким, английским и французским языками, Н.В. Верещагин внимательно следил за новинками молочного дела за рубежом и, выявив что-то полезное, старался внедрить его в России. Например, созданный в 1878 г. В Швеции Густавом Лавалем сепаратор-сливкоотделитель в том же году по договоренности с изобретателем был испытан в Едимоново. В 1880 г. Он был показан на выставке в Вологде, а в 1882 г. По инициативе Верещагина смонтирован на Фоминском маслозаводе этой губернии, а затем в селе Троицкое Вологодского уезда и в Пошехонском уезде.
С легкой руки Верещагина техническая революция в молочном деле, начавшаяся с внедрением сепараторов, быстро распространилась из Центральной России в другие ее регионы. Так, в 1895 г. По просьбе Николая Васильевича выпускник Едимоновской школы Сокульский выехал в Тобольскую губернию, где, продемонстрировав местным крестьянам работу сепаратора, сумел убедить их организовать кооперативную переработку молока. Первая маслодельная артель была создана в деревне Марево Ялуторовского уезда, а через два года в Сибири действовало уже более 80 маслозаводов, которые вскоре стали поставлять свою продукцию за рубеж. После организации при содействии Сокульского регулярных рейсов вагонов-холодильников из Кургана (после открытия в 1899 г. железнодорожного сообщения из Кургана) на лондонскую биржу сибирское масло стало поступать миллионами пудов (в 1904 г. – 2,3 млн, в 1913 г.- 4,5 млн).
Ярким примером заметного влияния Верещагина и его питомцев на становление молочной промышленности страны может стать и Северный Кавказ. Обратив внимание на благоприятные условия этого региона для развития молочного хозяйства, Николай Васильевич посылает туда едимоновца Кирша, а за ним и других выпускников школы. С помощью купца Владимира Бландова за 5 лет на Кавказе был создан ряд сырзаводов, которые производили к концу XIX столетия свыше 40 тыс. пудов высококачественных сыров, составивших серьезную конкуренцию сырам Голландии и Швейцарии.
Здесь будет уместно вспомнить и высокопатриотическое отношение Н.В. Верещагина к разведению русских пород скота. В то время как многие специалисты сельского хозяйства призывали к замене русского скота иностранным, Николай Ваильевич, сравнивая стоимость содержания и продуктивность голландских, датских и швейцарских коров с русскими, утверждал: «… Не в породах дело, а в уходе и кормлении. Иностранные животные или их помеси дадут доход лишь при отличном содержании и кормлении. Но тех же результатов можно добиться и скорее, и с затратой меньших средств от постановки местного скота в хорошие условия по отношению летнего, весеннего и зимнего содержания и кормления.
Придавая большое значение качеству молочного сырья, Н.В. Верещагин еще в 1883 г. Создал при Едимоновской молочной школе первую в России (вторую – в Европе) лабораторию по исследованию состава молока, по сути, положившую начало всем существующим ныне отраслевым НИИ.
Говоря о Н.В. Верещагине, нельзя, конечно же, не упомянуть о знаменитом до сих пор на весь мир вологодском масле, разработчиком технологии которого он был. Верещагин первым предложил кипятить сливки, отчего масло, изготовленное на них приобретает приятный ореховый привкус. По недоразумению вологодское масло в течение многих лет называлось парижским. Интересно, что шведы, узнавшие об этом масле в 1879 г. на Петербургской выставке, стали его вырабатывать и назвали петербургским.
Трудами Н.В. Верещагина созданы также одна из первых в России городских молочных – в Москве (1869 г.) и первая мастерская по изготовлению молочного оборудования – в Петербурге (1870 г.).
На протяжении почти 40 лет Верещагин активно популяризировал знания по молочному делу: им опубликовано около 60 брошюр, отчетов с выставок и статей.
Остро ощущая необходимость в систематическом освещении проблем молочного хозяйства, он неоднократно высказывал предложения об учреждении специализированного журнала. И когда в 1902 г. Его последователь Е.С. Каратыгин стал издавать в Санкт-Петербурге журнал «Молочное хозяйство», Верещагин принял активное участие в его работе и, конечно же, стал его подписчиком. Именно поэтому теперь мы имеем возможность ознакомиться с дореволюционными выпусками этого журнала не только в Москве в Библиотеке им. Ленина, но и в Вологодской молочнохозяйственной академии, созданной по инициативе Николая Васильевича и его единомышленников и носящей сегодня имя Верещагина.
Таковы замечательные результаты 40-летней деятельности Н.В. Верещагина на молочной «ниве», высоко оцененные как его современниками, так и сегодняшними его последователями-молочниками. «В истории русского сельского хозяйства, — писалв некрологе по случаю смерти Николая Васильевича, опубликованном в №11 журнала «Молочное дело» за 1907 г, профессор А.А. Калантар, -имя Н.В. Верещагина написано золотыми буквами. Он отец и создатель нашего молочного хозяйства, и до тех пор,и пока будет существовать это производство, имя его будет вспоминаться с благодарностью и уважением».
З.Д. Мишина