«Переход к модели потребления онлайн начался до кризиса, но кризис значительно ускорил этот процесс. Логично предположить, что по мере возвращения к привычной жизни темпы роста онлайн-торговли могут незначительно снизиться, но конкуренция в интернет-ритейле между сетевой розницей и специализированными маркетплейсами продолжит расти», — считает руководитель Центра отраслевой экспертизы (ЦОЭ) Андрей Дальнов. На насыщенном рынке продуктов питания ценовой фактор начинает уходить на второй план. Потребитель больше обращает внимания на качество, вкус, экологичность и географическую близость производства продукта, что открывает возможности наращивания производства фермерскими хозяйствами. Развитие онлайн-торговли позволяет фермерам существенно сократить сбытовую цепочку от производителя до конечного потребителя, выведя из нее значительную часть розничного звена. С 2010 по 2020 гг. производство фермерской продукции в России выросло в 5 раз до 873,4 млрд руб. Доля фермеров в общем объеме производства увеличилась с 7 до 14 %. По прогнозу Центра отраслевой экспертизы (ЦОЭ), доля фермерских хозяйств в АПК в следующие 5 лет увеличится до 18–20 %. Встраивание фермеров в производственно-сбытовые цепочки и прямые продажи фермерской продукции важны для диверсификации и поддержания устойчивости всего АПК.
Россельхозбанк развивает экосистему Своё Родное — виртуальный маркетплейс, с помощью которого любой россиянин с экрана компьютера или телефона может заказать фермерские продукты с доставкой на дом. Платформа объединяет более 4000 фермерских хозяйств, содержит информацию о 10 000 товаров из более чем 70 регионов страны. В период предновогодних каникул первую тройку самых востребованных категорий товаров составили сыры и молочная продукция, икра и красная рыба, а также сладости.
С ростом доходов населения конкурентоспособность связок «фермеры – несетевые рестораны», «фермеры – онлайн-маркетплейс – потребитель» будет расти по отношению к связке «крупные комплексы – федеральные розничные сети». Рост онлайн-торговли также будет означать, что сократится доля импульсивных покупок, которые обычно осуществляются в специально таким образом спланированных лабиринтах супермаркетов и гипермаркетов. Более рациональный выбор – это выбор в пользу простых, вкусных, насыщенных необходимыми аминокислотами и жирами продуктов.